Хмурым зимним днем, незадолго до Рождества, в свой большой деревенский барский дом, недавно унаследованный от умершей бабушки, приезжает для поправки здоровья новый владелец 28 лет- неженатый дворянин Сухумов-Подгрудский…
Не ожидал герой повести, Леонид Платоныч, что дневник бабушки, портреты предков, легенды о кладе, привидения, методы лечения земского врача, влияние учителя и семьи местного священника, ТАК изменят его жизнь....
"Как долго время-то здесь тянется!– подумалъ онъ.– И тишина, тишина… Посмотримъ, поправитъ-ли меня эта тишина, возстановитъ-ли она мои силы"."
Доктор сказал
“ – Къ природѣ ближе, къ природѣ. А теперь, когда покушали, тоже поближе къ природѣ и, подражая сытымъ собачкамъ – на боковую. Свернемся калачикомъ и ляжемъ отдохнуть. И я съ вами лягу. Вы на постелькѣ, а мнѣ ужъ позвольте на кушеткѣ.
Выпивъ чашечку кофе, докторъ закурилъ папиросу и сталъ приготовляться лечь на кушетку. Направился къ кровати и Сухумовъ. Онъ тоже курилъ папиросу.
– А курить мнѣ можно?– спрашивалъ онъ.
– Изъ всѣхъ зол самое наименьшее. Курите, отвѣчалъ докторъ.– Но во время моціона на воздухе воздержитесь.
– Но вотъ этотъ случай-то, что прадѣдъ мой съ портрета мнѣ подмигнулъ и даже головой кивнулъ, – опять началъ Сухумовъ.– Вѣдь это была галлюцинація. Я знаю это, но теперь, право, боюсь и заглядывать въ ту комнату, гдѣ висятъ портреты моихъ предковъ.
– Нервное разстройство, навѣянное одиночествомъ. Истощенный организмъ усталостью въ дорогѣ, потерей аппетита. Сами-же вы разсказывали, что вы вчера почти ничего не ѣли. А сегодня вы покушали, и я увѣренъ, что такой случай съ портретомъ больше не повторится. Старайтесь только не быть долго одни, – наставлялъ докторъ.”