Аудиоверсии одиннадцати очерков, представленных в аудиокниге «Из дел тайной канцелярии», рассказывают о судебной практике тайных розыскных учреждений по делам об оскорблении царского достоинства и чести, и по времени охватывают целое столетие. Мы познакомимся с материалами следствия времен царствования Петра Великого, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Екатерины II и, наконец, Павла I. Все они, благодаря описанию в действительности происходивших событий, правдиво и без прикрас, характеризуют свою эпоху и дают представление о жизни и взглядах наших предков.
Надо сказать, что некоторые из этих взглядов и убеждений, сегодня кажутся нам бесчеловечными и жестокими, но для своего времени они были обыденны и никого не удивляли. Например, жесточайшие пытки, которые практиковались в России для получения нужных показаний, были узаконены приказом царя Алексея Михайловича, который вовсе не был жестоким государем, а наоборот,– заслужил у современников прозвище «тишайший». Пытки были обычной принадлежностью каждого судебного следствия и допроса, а показаниям, полученным в результате этих истязаний, придавали юридическую силу и подобный способ добиваться истины был одобряем всеми без исключения. Даже Петр Великий, более прогрессивный по взглядам и убеждениям, чем его современники и тот поддерживал идею пыток и Преображенский Приказ день и ночь беспрестанно оглашался стонами пытаемых и наказуемых. Вот лишь один из примеров, характеризующий ту эпоху.
Князь Федор Юрьевич Ромодановский повздорил как-то с Яковом Брюсом и обидел его.
Брюс немедленно пожаловался Петру, и государь, заступаясь за него, написал Ромодановскому: «Полно тебе с Ивашкою (т. е. пьянством) знаться – быть от него роже драной»…Ромодановский ответил Петру: «Некогда нам с Ивашкою знаться – беспрестанно в кровях омываемся»… Этим он указывал на свою трудную должность начальника Преображенского Приказа, где ему ежедневно приходилось пытать и допрашивать множество людей. В аудиокниге вас ждут следующие рассказы из дел Тайной канцелярии.
Историческое введение 0:19:00
Как кочетковский поп видел Петра Великого 0:12:19
Корабельный столяр и «Анна Ивановна» 0:08:14
О поручике, принуждавшем пить за здоровье императрицы 0:10:03
Не кстати памятливая баба 0:13:05
Легенда о Петре Великом и о воре 0:11:25
Не розняли – кто виноват? 0:08:24
Колодник, рассказывающий, что Петр II жив 0:06:44
Беглый гусар Штырской, завоеватель Российской империи 0:03:48
Князь Потемкин – фальшивый монетчик 0:08:40
Битый капрал и бабье царство 0:10:10
Хохлы-просители при Павле I 0:11:55
Исполняет: Александр Бордуков
©&℗ ИП Воробьев В.А.
©&℗ ИД СОЮЗ
– За обед сели чин-чином; радушная полковница-воеводша усердно угощала гостей; игумен и протопоп, сидевшие на первых местах, завели разговор о епархиальных делах, кабацкие бургомистры о винном торге, а ратушские бургомистры пустились с воеводою обсуждать дела администрации. Двое молодых военных занялись разговорами с барышнями – дочками воеводы. Прапорщик скоро овладел вниманием старшей дочки-красавицы, что взорвало поручика «морского флота», большого кутилу и забияку, который надеялся совершенно затмить своим блеском прапорщика.
– В обширной людской застольной дома князя Степана Барятинского собралась его многочисленная дворня и, пользуясь отсутствием хозяев, подняла пир горой.
Из княжеских погребов натащили пива и наливок, из кухни принесли жаренаго и варенаго на закуску и, истребляя барское добро, загуторила дворня – душа на распашку! Забренчала балалайка, которую принес дворник, ради потехи, и подвыпивший лакей в княжеской ливрее пустился откалывать трепака со смазливенькой горничной, плававшей, подбоченясь и помахивая платочком «во белой руке».
– В решениях своих на эти доклады императрица поступала с удивительною добротою сердечною и духом прощения, если дело только касалось сплетен и злословия лично о ней, а не затрагивало каких-нибудь важных и щекотливых государственных событий, и предприятий. Решение императрицы Екатерины II по этому делу поражает сильным контрастом с решениями всех предыдущих дел, возникших в печальное время существования Преображенского приказа и тайной розыскных дел канцелярии; – Екатерина II приказала дворового человека из крепости освободить и возвратить его помещику, князю Степану Барятинскому, которому посоветовала не держать при себе в Москве этого болтуна.